Статьи о куклах

Три сосны

Мир кукол

Кукла

Девиз куклы

Что такое куклы

Гамбургский счет

Куклы за границей

КУКЛА ЭТО НЕ ИГРУШКА.

На днях, бродя по «Детскому миру» в поисках подарка для племянника, я забрел в отдел кукол. Неожиданно я почувствовал на себе чей-то пристальный взгляд. Я стал озираться и внезапно встретился взглядом... с куклой. Это была нарядная девочка в зеленом бархатном платье и с медвежонком в руках. Девочка, у которой были абсолютно взрослые и очень печальные глаза. У меня остановилось дыхание. Я  вдруг увидел совершенно живые глаза. Несколько минут я стоял и пытался понять ,что она хотела мне сказать. Может быть, она просила ее купить? Может, я ей чем-то понравился? Мимоходом я взглянул на ценник и понял, что при всем своем желании купить куклу не смогу. Во всяком случае, в данный момент. И я с трудом оторвал взгляд от куклы. Потом я совершил еще один круг по залу и снова подошел к кукле. Но теперь, к сожалению, как я не старался поймать ее взгляд, ничего у меня не выходило. Хотя я стоял на том же самом месте! Наваждение исчезло.


В тот день я ничего не купил, а по дороге домой вспоминал все, что я знал о куклах. Дома я засел за литературу и выяснил массу удивительных вещей.
Те, кто смотрел изумительный фильм Джорджа Лукаса «Индиана Джонс и Храм Судьбы», наверняка помнят замечательный момент, когда малолетний индийский князь вонзает тонкий кинжал в куклу, изображающую самого доктора Джонса. Того моментально пронизывала ужасающая боль, исчезавшая, однако, когда кинжал вынимали. И все воспринимали это как некую данность. Правда, очень любопытно! Никто не задает по этому поводу вопросов типа «а зачем это?». Все и так прекрасно знают зачем. Словно уже родились с этим знанием. Меж тем есть  одна книга, где процесс создания такой куклы описан во всех подробностях. Это, представьте себе, “Королева Марго” Александра Дюма.


В полночный час Екатерина Медичи пришла к алхимику, мэтру Рене, чтобы погубить ненавистного ей человека. Своего собственного сына, короля Карла. Вместе со своей наперсницей они сделали куклу короля и проткнули ее иголкой. Из дырочки в восковом теле выступила кровь. Через некоторое время король умер в страшных мучениях. А несколькими главами ранее тот же мэтр Рене изготовил для Ла Моля куклу королевы Маргариты с тем, чтобы вызвать ее любовь.


Но художественная литература слабый источник истины, хотя и базируется на более или менее реальных фактах. История гораздо более надежный свидетель. Во французских хрониках упоминается несколько громких процессов по делу о колдовстве. Так в 1578 году на костре была сожжена некая Лоретта Дюшато , которая была признана колдуньей. Ей приписывалось наведение порчи на людей посредством изготовления восковых кукол. Под пытками несчастная призналась во всем. Она действительно изготовляла колдовских кукол и совершала над ними магические обряды. Суд посчитал ее виновной в смертях нескольких горожан. Примечательно, что она действительно колдовала над куклами этих горожан. Роже Мулю она проколола голову и тот погиб на охоте, налетев на острый сук.  Фигурке Жана Долоре она проткнула живот и сердце. Бедняга умер от инфаркта. И так далее и тому подобное.


Если свидетельство средневековых рукописей вас не удовлетворяет, то могу привести факты посвежее. Покойный гаитянский диктатор Франсуа Дювалье был по совместительству черным магом вуду. И он неоднократно тыкал иголками в фигурки символизировавшие  президента США Кеннеди и – отчего то – актрисы Элизабет Тейлор. И у них, представьте, незамедлительно начались неприятности. Кеннеди застрелили, а организм госпожи Тейлор подвергся невероятным испытаниям. В течении всей взрослой жизни ее госпитализировали более 70 раз. Переломы, алкоголизм, булимия, наркомания – полный набор несчастий. И в довершении всего операция по удалению опухоли мозга. Каково! Сейчас актриса сама более напоминает восковую куклу. 
Использование кукол, как двойников человека, известно всем занимающимся колдовством. Ее используют и шаманы Сибири и европейские деревенские колдуны и гаитянские жрецы вуду. Такая кукла называется вольт и может быть использована для наведения порчи. Делают ее из чего угодно, из воска, пучка соломы, глины, тряпок и т.д. И даже не нужно, чтобы она имела портретное сходство с прототипом. Вполне достаточно схематически определить половую принадлежность. Отождествление куклы (или энвольтирование) проводится с помощью особого ритуала, в основе которого лежит помещение в куклу частицы плоти прототипа. Чаще всего используют для этого волосы и ногти. (В связи с этим мне вспомнилась моя бабушка, которая внимательно следила в парикмахерской, чтобы после стрижки мои волосы были сметены в общую кучу. А ногти она самолично выбрасывала.) Только много позже я узнал ,что можно вытворить с человеком, чей волос (один единственный!) оказался в твоем распоряжении и если ты знаешь что с ним нужно делать. В некоторых случаях бывает достаточно прицепить к кукле бумажку с именем и датой рождения жертвы, чтобы намертво прикрепить ее к жертве. Теперь они единое целое. Что будет с вольтом, то будет и с человеком..
И вот кукла готова и напоминает снаряженную гранату, которая только и ждет, что из нее выдернут чеку. И этот день (тщательно высчитанный по лунному календарю) не замедлит прийти. Остается только прочитать над куклой заклинание (если вы в курсе, как это делается), но можно просто воткнуть иголку куда надо. И тогда ваш ненавистник незамедлительно испытает невыразимые муки, и будет долго размышлять, с чего бы это он заболел так сильно.


Из этой же серии нежелание некоторых людей фотографироваться. Они свято верят, что частица их души останется на фотокарточке. И, по всей вероятности, их опасения не лишены оснований. Помню, в армии я впервые столкнулся с явлением выкалывания глаз фотопортретам. Этим занимались мои сослуживцы – мусульмане. Половина фотоснимков наших командиров имела выколотые глаза. Считается, что это должно принести человеку несчастье. Правда, особенных бед на головы наших командиров не валилось. Не считая, правда, того, что за время моей службы в армии сменилась пара Генсеков КПСС, и Министров Обороны. А, в конце концов, пришел приказ о  быстром увольнении в отставку  всех офицеров-пенсионеров. И наш командир (которому глаза выкалывали более других) немедля был уволен. Вряд ли можно считать, что выкалывание фотопортретам глаз явилось причиной всех этих событий. Ведь порча распространяется прежде всего на сферу здоровья. А именно ее наводили солдатики, вооруженные булавками. Между прочим, я часто встречаю выколотые глаза  у портретов на афишах. Может это хулиганство, а может и нет. В центре Москвы такого вы не встретите. Но если стенд расположен в районе рынка, где торгуют в основном выходцы с Кавказа, он будет изуродован в первую же ночь.


По всей вероятности , привнеся частичку человека в неодушевленную фигурку можно ее одушевить и сделать двойником. Видимо даже от упавших волос и отрезанных ногтей тянутся к нам невидимые нити, за которые можно дергать как заблагорассудится. А специалистов по дерганью за эти ниточки сейчас хоть отбавляй. Пройдитесь разок по книжной ярмарке и вы наберете полную сумку руководств по черной магии. В том числе и по изготовлению кукол.


А если приложите еще немного стараний, то познакомитесь с людьми, гораздо более сведущими в этих делах. И даже сможете взглянуть на старинные реликвии.
Где-то в Подмосковье хранится знаменитая Байло Бэйби, кукла, приносящая несчастье.


Она родилась (в буквальном смысле этого слова) в маленьком американском городке Кейуэст в доме Чарльза Уинкокса. Уинкокс был весьма интересным человеком. В том смысле, что раньше он представлял бы большой интерес для святой инквизиции. Он считался членом оккультного ордена «Золотая Заря», которым руководил ни кто иной, как легендарный колдун и алхимик Алистер Кроули. В ордене состояли такие знаменитые личности, как Брем Стокер (автор «Дракулы»), Говард Лавкрафт, и сам отец «сайентологии» Л.Рон Хаббард. Все они соблюдали строжайшую конспирацию и о их членстве стало известно только сейчас.


Уинкокс работал некоторое время в Лондоне, в музее восковых фигур мадам Тюссо. Идея создания «подвала ужасов» принадлежит именно ему. Затем он перебрался в Новый Свет, куда за ним потянулась слава колдуна. Считалось, что куклы, изготовленные им, способны отгонять злых духов, а, следовательно, продлевать жизнь своему прототипу. Этой славе он Уинкокс обязан тому, что к нему обратились родители Рози  Макни. Девочка страдала малокровием, и местные врачи были почти бессильны. Несчастные родители буквально на коленях просили колдуна сделать для Рози «животворную куклу». И Чарльз Уинкокс потрудился на славу. Получилась симпатичная дама в платье из китайского шелка, которое украшали тончайшие кружева. Кукла была чудо как хороша, но что толку. Девочка умерла в страшных мучениях ровно через два дня после того, как родители выкупили куклу. В агонии Рози крепко прижала куклу к себе, да так, что потом ее не смогли вынуть. Кукле даже не успели дать имя.  (Может быть, это и сыграло роковую роль?) Убитые горем родители естественно обвинили Уинкокса в отравлении дочери с помощью куклы. Ему пришлось спешно покинуть городок ,и более о чудесном мастере никто ничего не слышал. Он словно сквозь землю провалился! А девочку так и похоронили в обнимку с куклой. Спустя некоторое время полиция эксгумировала труп девочки в поисках следов яда. Яда не было. Но самое странное, что в гробу не было и куклы!
Через 12 лет мать Рози увидела в лавке старьевщика куклу удивительно похожую на пропавшую. Теперь уже невозможно сказать, что побудило несчастную женщину купить ее, но она это сделала. И в доме начался ад кромешный. Череда несчастий и смертей блистательно завершилась самоубийством самой миссис Макни, которая выбросилась из окна, прижимая к груди злополучную куклу, как и ее дочь тридцать лет тому назад. Когда соседи подбежали к умирающей, то услышали ее последние слова: «О, Байло Бэйби, Байло Бэйби…» Все решили, что так зовут куклу, поскольку никого из родственников с таким именем у семейства Макни не было. Таким образом кукла получила имя и на время затихла.
В 1969 году Америку поразил оккультный бум. И в имевшем репутацию проклятого, доме семейства Макни открылся музей, где главным экспонатом была, само собой, Байло Бэйби. Ради любопытства произвели рентгеновские исследования (вскрыть куклу никто отчего-то не решился) и выяснили, что в ее восковой голове находится бумажка с непонятными знаками. Тело куклы набито человеческими волосами и тряпочками со следами крови. Так подтвердилась легенда о том, что Уинкокс создавал свои игрушки по образам детей, умерших в приюте св. Августины. Внутри его кукол находятся частички их тел!


Все, видавшие зловещую куклу, испытывали одно и тоже – жуткий холодок, идущий по спине. И все чувствовали, что за ними следит ее пристальный взгляд, хотя, глаза ее глядели в пространство. Дважды ее пытались сжечь, но она черт знает как уцелела. А в 1995 году Байло Бэйби стащили из музея и все решили, что сделали это либо сатанисты, либо те, кто хотел раз и навсегда покончить с жуткой игрушкой. Была объявлена награда, но тщетно. Казалось кукла исчезла навсегда.
Но совсем недавно Байло Бэйби вновь объявилась. Ее зачем-то выкупил у сатанинской секты «Число зверя» один американский журналист, который потом и перепродал ее в Подмосковье. Лучше бы он ее кинул в огонь. Кукла лежит в шкафу и набирает силу. Риск, которому подвергается ее хозяин, явно превышает удовольствие от обладания страшным сокровищем.
Человечество всегда «играло в куклы». Но относилось к ним двойственно. С одной стороны, это было очеловечивание фигурок, а с другой почти животный страх перед возможностью того, что кукла оживет. Многие народы изготовляли фигуры умерших родственников и почитали их как живых. А чего только стоит русская народная сказка, где мать, умирая, оставляла дочери куколку, которую в трудную минуту можно было покормить и взамен послушать ценный совет.


Но, по большей части, ожившие куклы приносят людям только одни несчастья. И проделки Буратино это пустячки по сравнению со, скажем, Франкенштейновым творением. А бунты роботов. Что это, как не отголоски страха перед ожившими куклами. Получается так, что творение рук человеческих уничтожает своего творца. Может быть потому, что в них не предусмотрена душа.

 

2010 © Copyright Создание сайтов, креативная фотография www.brusha.ru Брушша
Контакты

Тел.: +7 9031426199, +7 9057547559

E-mail: lamarta@mail.ru

Services Contacts Partners About Us Products E-mail Site Map Home